Поиск Войти
Выбор региона
Нижегородская область

Совета судей

Постановление Совета судей Нижегородской области № 6 от 10 июня 2013г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 6

Совета судей Нижегородской области

г. Нижний Новгород                                                                           10 июня 2013 года

Заслушав и обсудив информацию заместителя начальника Управления Судебного департамента в Нижегородской области Т.М.Маловой и заместителя начальника отдела информатизации и судебной статистики Управления Судебного департамента в Нижегородской области М.О.Лацплес о состоянии организации судебного делопроизводства, судебной статистики и иных направлений деятельности в районных (городских) судах и на судебных участках мировых судей Нижнего Новгорода и Нижегородской области во втором полугодии 2012 года.

Работниками отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Нижегородской области (далее - Управление) во втором полугодии 2012 года проведены 4 выездные проверки организации ведения судебной статистики в районных (городских) судах Нижегородской области - Автозаводском, Богородском, Городецком, Павловском, и 6 проверок на судебных участках мировых судей Нижегородской области - № 10, 11, 12, 13 Автозаводского, № 3 Богородского, № 3 Городецкого районов. По итогам данных проверок выявленные недостатки и нарушения.

Во всех судах, где состоялись проверки, работа по составлению номенклатуры дел суда нуждалась в совершенствовании. Наиболее часто встречались следующие недостатки: несоответствие индексов на обложках журналов и нарядов индексам в номенклатуре; невнесение названий некоторых журналов и нарядов в номенклатуру; размещение под одним индексом наименований нескольких журналов и нарядов, различных по теме и содержанию. Имелись замечания и по заполнению раздела номенклатуры «Информатизация судов», внесённому в номенклатуру в соответствии с Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утверждённым приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 09.06.2011 № 112 (далее - Перечень), и письмом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 18.05.2012 № СД-АП/866.

Наибольшее количество замечаний имеется по оформлению и заполнению журналов учёта исполнительных документов, переданных судебным приставам - исполнителям, журналов учёта дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, журналов учёта вещественных доказательств. Работникам аппарата суда необходимо соблюдать пункты 7.9, 9.3.5, 11.5 Инструкции, регламентирующие оформление и внесение информации в указанные журналы.

Во всех четырёх судах выявлены нарушения сроков сдачи рассмотренных дел в отделы судопроизводства, что является недопустимым, поскольку нарушение сроков передачи судебных дел и материалов в отделы судопроизводства ущемляет права участников судопроизводства на своевременное получение копий судебных актов, обжалование их в вышестоящую инстанцию и, в конечном счете, нарушает право на своевременное исполнение судебных актов. Факты нарушения сроков и порядка обращений судебных актов к исполнению также установлены во всех судах, в которых состоялись проверки.

Кроме того, не во всех судах делается отметка в справочных листах по делам и в учетно-статистических карточках о действиях, связанных с обращением к исполнению судебных актов, в соответствии с п. 9.1.3 Инструкции.

Работникам судов необходимо также указать на недопустимость нарушения п. 7.6 Инструкции, предусматривающего направление копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, в пятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Управлением изучался порядок выдачи копий судебных актов и исполнительных документов в судах. Работа по оформлению копий судебных актов осуществлялась в основном в соответствии с Инструкцией, однако во всех судах, где состоялись проверки, отмечены факты нарушения положения п. 12.5 Инструкции о размещении на копиях судебных актов ссылки о том, в каком деле подшит подлинный документ, и в производстве какого суда находится дело.

Особое внимание при проведении проверок в судах уделено исполнению Правил по обеспечению сохранности судебных дел и документов в районных (городских) судах, утверждённых приказом начальника Управления Судебного департамента в Нижегородской области от 24.03.2005 № 18. В судах в основном соблюдаются указанные Правила, но в двух судах выявлены недостатки. Так, в Автозаводском районном суде дела за 2012 год в нарушение указанных Правил размещены в связках на стеллажах. В Павловском городском суде опечатывались не все шкафы с делами. Положения Инструкции о порядке изготовления, учёта, использования, хранения и уничтожения печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в федеральных судах общей юрисдикции, утверждённой приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.05.2010 № 114, в судах соблюдаются - печати и штампы хранятся под контролем работников, наделённых полномочиями работы с печатями и штампами.

Работа по учёту, сохранности и использованию архивных документов строится в судах в основном в соответствии с действующим законодательством об архиве. В судах осуществляется научно-техническая обработка дел, составляются описи дел постоянного и долговременного (свыше 10 лет) хранения, производится уничтожение дел с истекшим сроком хранения.

Тем не менее выявлены и недостатки в работе архивов. В Автозаводском районном суде и Богородском городском суде положения об архиве суда на момент проверки содержало ссылки на недействующий Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения. В Автозаводском районном суде в положении об экспертной комиссии также был выявлен аналогичный недостаток и в данном же суде установлена задолженность по составлению описей уголовных и гражданских дел постоянного хранения.

Проведенные проверки свидетельствуют о том, что в основном в судах соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих работу в части приема, учета и хранения вещественных доказательств, хотя имеются и нарушения. Например в Городецком городском суде имеются замечания по заполнению журнала учёта вещественных доказательств в части регистрации вещественных доказательств, находящихся на хранении в других органах и учреждениях. В журнале не отмечались регистрационные номера дел в суде, к которым были приобщены вещественные доказательства. Кроме того, в справочных листах не указывалось место хранения вещественных доказательств, как того требует п. 11.6 Инструкции.

Во исполнение п.11.13 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде и указаний Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации созданы постоянно действующие комиссии из числа судей и работников аппарата судов, осуществляющие ежеквартальные проверки правильности ведения журнала учёта вещественных доказательств, соответствия записей фактическому наличию вещей, своевременности исполнения решения суда в отношении вещественных доказательств.

Работа по разрешению жалоб, заявлений и иных обращений граждан ведётся в судах в основном в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Однако в случаях продления срока рассмотрения обращения данный факт не оформляется решением руководителя, а гражданин, направивший обращение, не уведомляется о продлении срока рассмотрения его заявления (жалобы), как того требует статья 12 вышеназванного Закона. Анализ допущенных нарушений свидетельствует о том, что они были вызваны слабым знанием работниками суда положений Инструкций, регулирующих организацию делопроизводства, архива, учёта и хранения вещественных доказательств в судах. В связи с этим на контроле Управления остаётся вопрос наличия и ведения в судах контрольных экземпляров нормативных правовых актов Судебного департамента, регламентирующих названные направления (инструкций, рекомендаций, положений, регламентов, приказов и т.п.). В соответствии с письмом Судебного департамента от 01.06.2012 № СД-1/282 в каждом суде должны вестись контрольные экземпляры Инструкций, отражающих все последующие изменения и дополнения вплоть до признания их утратившими силу (недействующими).

В судах в электронном виде ведутся учётно-статистические карточки. В подсистеме «Документооборот» ведутся реестры входящей и исходящей корреспонденции, алфавитные указатели. Тексты исполнительных листов формируются с применением возможностей подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие». Необходимо рекомендовать более широко применять в судах возможности электронного делопроизводства, особенно в части ведения журналов.

В помещениях судов размещены информационные стенды и информационно- справочные киоски, содержащие правовую информацию в соответствии с требованиями ст. ст. 16, 17 Закона и Методических рекомендаций по оформлению судами общей юрисдикции информационных стендов и (или) технических средств аналогичного назначения, утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 02.12.2010 № 268.

В целях реализации открытости и доступности правосудия в судах созданы приёмные. Организация работы приёмных нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. С целью недопущения ограничения прав граждан и представителей приём должен осуществляться в суде в течение всего рабочего времени, поскольку это предписано Правилами внутреннего распорядка судов, разработанными на основе Типовых правил внутреннего распорядка судов, утверждённых Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18.04.2003 № 101, а также Примерным положением о приёмной в судах общей юрисдикции, утверждённым Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 26.11.2008. В некоторых судах приёмные работают по принципу «единое окно», то есть именно через приёмные осуществляется приём и выдача всех судебных документов, а также регистрация поступивших материалов в подсистеме «Документооборот» ГАС «Правосудие». Важная роль в организации деятельности приёмных, делопроизводства, работы архива отведена администраторам судов. По указанным направлениям администраторами проводились ежеквартальные проверки, о результатах которых сообщалось в установленные сроки в Управление.

В ходе проверок был изучен вопрос оснащённости зданий и помещений судов символами государственной власти. В большинстве судов требования законодательства, в том числе Положения о порядке официального использования государственных символов Российской Федерации в судах общей юрисдикции, утвержденного приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 15.02.2010 № 19, соблюдены.

В рамках проведения соответствующих проверок оценивалась организация ведения первичного статистического учета в суде. Особое внимание уделено обеспечению соблюдения требований Инструкции по ведению судебной статистики, утверждённой приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 169 использованию в судах установленных программных изделий ГАС «Правосудие», в части ведения судебной статистики; корректности учета судебных дел с нарушенными процессуальными сроками рассмотрения; распределению судебных дел в отчетах по категориям, а также анализу достоверности выборочных статистических показателей, сформированных в отчетах о деятельности судов и судимости.

По итогам проверки председателям районных (городских) судов, мировым судьям города Нижнего Новгорода и Нижегородской области Управлением Судебного департамента в Нижегородской области было направлено информационное письмо с рекомендациями.

На основании изложенного, Совет судей Нижегородской области

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Председателям районных (городских) судов и мировым судьям г.Нижний Новгород и Нижегородской области обратить внимание на строгое соблюдение Инструкции по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 169 и Инструкции «О порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учёта и использования», утверждённой приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2005 № 157.
  2. Председателям районных (городских) судов и мировым судьям г.Нижний Новгород и Нижегородской области обеспечить надлежащий контроль за достоверностью показателей статистических отчетов, а также эффективнее использовать возможности программных изделий для автоматического формирования учетно-статистических карточек на дела, статистических карточек на подсудимых в электронном виде, расчете статистических отчетов и выгрузке баз данных на подсудимых.
  3. Председателям районных (городских) судов г.Нижний Новгород и Нижегородской области      осуществлять меры по организации и дальнейшему развитию приемных в судах, уделяя особое внимание организации их работы по принципу «единое окно».
  4. Председателям районных (городских) судов г.Нижний Новгород и Нижегородской области назначить работников, ответственных за ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
  5. Председателям районных (городских) судов г.Нижний Новгород и Нижегородской области продолжить контроль по ведению учета судебных актов, подлежащих опубликованию и фактически опубликованных на официальном сайте суда, а также для реализации требований ФЗ от 22.12.2008г. №262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», размещать информацию о деятельности судов всеми, предусмотренными законом, способами.
  6. Направить копию данного постановления Совета судей Нижегородской области председателю Нижегородского областного суда А.В.Бондару, начальнику Управления Судебного департамента в Нижегородской области О.А.Сухову, председателям районных (городских) судов и мировым судьям г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области для сведенья.

 

Председатель Совета судей

Нижегородской области                                                                         

О.В. Погорелко

 

 

 

 

 

 

 

 

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Нижегородской области

Вход

Забыли пароль?