Поиск Войти
Выбор региона
Нижегородская область

Совета судей

Постановление Совета судей Нижегородской области от 17 июня 2011 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1

 

Совета судей Нижегородской области

 

 

 

г. Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                    6 июня 2011 год

 

       Обсудив информацию председателя Совета судей Нижегородской области Погорелко О.В. о необходимости проведения ряда организационных мер по оптимизации системы некоторых районных (городских) судов Нижегородской области с целью обеспечения  реализации конституционных прав граждан на судебную защиту, повышения качества рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел в судах, равномерного распределения служебной нагрузки судей, еще большего обеспечения принципа независимости и беспристрастности судей, Совет судей Нижегородской области отмечает следующее.

         1. В соответствии с системным толкованием ст. ст. 17, 36 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и  ч. 2 ст. 21 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» предусмотрена возможность создания районного суда в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

          В настоящее время на территории Нижегородской области из малосоставных судов действуют: 1 односоставный суд (Краснооктябрьский), 10 двухсоставных судов (Гагинский, Большемурашкинский, Большеболдинский, Ковернинский, Сокольский, Спасский, Княгининский, Сеченовский, Шарангский, Тонкинский), 10 трехсоставных судов (Бутурлинский, Воротынский, Вознесенский, Дивеевский, Вадский, Вачский, Воскресенский, Варнавинский, Ветлужский, Шатковский), 11 четырехсоставных судов (Ардатовский, Краснобаковский, Лукояновский, Навашинский, Первомайский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Сергачский, Сосновский, Тоншаевский), 7 пятисоставных судов (Володарский, Дальнеконстантиновский, Лысковский, Семеновский, Уренский, Чкаловский, Шахунский).

       Согласно среднестатистическим данным о количестве уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях за  последние несколько лет в указанных выше судах отмечается крайне низкая служебная нагрузка по сравнению  с нагрузкой  не только в районных судах г. Нижний Новгород, но и в многосоставных судах (более 5-ти составов)  Нижегородской области (например, Дзержинском городском суде, Кстовском городском суде, Богородском городском суде, Борском городском суде).

       Так, например,  в односоставном Краснооктябрьском районном суде в среднем  за год по первой и апелляционной инстанциях судьей рассмотрено всего 100 дел (включая материалы).

        В двухсоставных судах: Большеболдинском районном суде – 200 дел; Большемурашкинском -204 дела, Гагинском – 165 дел, Княгининском- 150 дел,  Сеченовском – 185 дел, Сокольском – 250 дел,  Спасском -160 дел, Тонкинском- 210 дел,   Шарангский -261 дело.

      В  трехсоставных судах: Бутурлинском районном суде- 154 дела, Вадском – 193 дела, Вачском – 216 дела, Ветлужском – 226 дела, Вознесенском- 153 дела, Воротынском – 266 дела, Воскресенском – 140 дела, Дивеевском- 234 дела, Шатковском – 167 дела.

        В четырехсоставных судах: Ардатовском районном суде – 180 дел, Перевозском - 281 дела, Пильнинском-  107 дела,  Сергачском -210 дел, Сосновском- 132 дела.

        В пятисоставных судах: Володарском районном суде – 363 дела, Дальнеконстантиновском- 245 дела, Уренском – 240 дела, Чкаловском- 190 дела, Шахунском- 262 дела.

       Вместе с тем, в многосоставных судах (более 5-ти составов) Нижегородской области служебная нагрузка на одного судью значительно превышает нагрузку на судью малосоставного суда Нижегородской области, что нельзя признать  справедливым и обоснованным. Более того,  существенное превышение нагрузки на судью в многосоставных судах  сказывается на сроках и качестве  рассмотрения дел в этих судах.

        Так, например, в Дзержинском городском суде в среднем  за год судьей рассмотрено всего  470 дел, в Борском – 431 дело,  в Богородском – 400 дел, в Кстовском – 402 дела.

       В многосоставных судах г. Нижний Новгород служебная нагрузка на одного судью в среднем за год составляет: в Автозаводском районном суде – 390 дел, в Канавинском – 370 дел, Ленинском – 411 дел, в Московском – 323 дела, в Нижегородском – 616 дел, в Приокском- 328 дел, в Советском- 401 дело, в Сормовском – 370 дела.

       Низкая служебная нагрузка на судью в малосоставном суде, отсутствие некоторых категорий гражданских споров (банковских, страховых, трудовых) в таких судах, либо их небольшое количество, незначительно количество дел о тяжких и особо тяжких преступлениях  не способствует повышению квалификации судей этих судов, неблагоприятно сказывается на качестве рассмотрения дел.

        Анализ  количества, нагрузки  рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях федеральными судьями Нижегородской области  за 12 месяцев 2010 года, а также сведения о численности населения Нижегородской области в 2010 году свидетельствуют о том, что  вводить дополнительные единицы судей в малосоставных  районных судах Нижегородской области, где нагрузка рассмотрения дел значительно ниже областной (среднеобластная нагрузка – 359 дел на одного судью в год ) -  нецелесообразно. Увеличение штатной численности судей  потребует изыскания дополнительных площадей для данных судов, повлечет дополнительные расходы на  материально-техническое обеспечение судов и работников аппаратов судов.

      Следовательно,  самым  разумным способом регулирования судебной нагрузки в указанных  районных судах является упразднение этих судов с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия  в юрисдикцию близлежащих районных судов.

      В этом случае увеличение штатной численности объединенного районного ( городского) суда позволит оптимизировать служебную нагрузку, относительно равномерно распределить ее между судьями и привести в соответствии со  среднеобластной по всем федеральным судам области, повысить качество рассмотрения судьями дел.

         Кроме того, с 1 января 2004 года введен в действие пункт 3 части 2 ст. 30 УПК РФ, в соответствии с которым суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, в соответствии со ст. 231 УПК РФ в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

        Наличие на территории Нижегородской области 1-ого односоставного районного суда, 10-ти  двухсоставных судов делает невозможным реализацию положений вышеназванной нормы закона о рассмотрении дел коллегией из трех судей, а наличие 10 трехсоставных, 11-ти четырехсоставных судов и 7-ми пятисоставных районных судов создает опасность возможного нарушения конституционных прав граждан в случае занятости судей в рассмотрении иных дел или временного отсутствия.

В сложившейся ситуации наиболее оптимальным вариантом также является упразднение малосоставных судов Нижегородской области с передачей относящихся к их ведению вопросов отправления правосудия в юрисдикции близлежащих   районных судов.

          В этом случае штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов будет передана в соответствующие районные суды.

          При этом судьи и работники аппарата судов будут по-прежнему размещаться и осуществлять свои функции в помещениях упраздненных судов.

        Следовательно, фактическое   увеличение штатной численности судей  не потребует изыскания дополнительных площадей для объединенных  судов и не повлечет дополнительных расходов на материально-техническое обеспечение  этих судов и работников аппаратов судов.

        Упразднение районных судов с одновременной передачей вопросов, отнесенных  к их ведению, в юрисдикцию других судов не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия на территории Нижегородской области и не подорвет стабильность судебной системы в целом.

         Схема размещения судов не измениться; в населенных пунктах упраздненных судов судьи и работники аппаратов судов останутся в том же составе и в тех же зданиях. Прием граждан будет осуществляться на прежних местах. Председатели объединенных судов и судьи, при необходимости, будут выезжать для осуществления правосудия в районы, где упразднены суды.

         Действующие в настоящее время районные суды, в юрисдикцию которых предполагается передать вопросы отправления правосудия упраздненных судов, вновь не создаются. Происходит лишь расширение границ территориальной юрисдикции этих судов.

         Создается судебный район, охватывающий территории нескольких административно-территориальных единиц, имеющих общие (смежные) границы.

         Создание более крупных по своему составу районных судов позволит:

  1. Обеспечить реализацию конституционных прав граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого данное дело отнесено; на рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях тремя судьями суда общей юрисдикции.
  2. Ввести специализацию судей и повысить качество рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. Обеспечить организацию в районных судах дежурств судей в выходные и праздничные дни в целях своевременного рассмотрения дел, по которым законодательством предусмотрены сокращенные сроки (споры, связанные с осуществлением избирательных прав граждан, споры по делам об административных правонарушениях).
  3. Более равномерно распределить нагрузку судей, что обеспечит сокращение сроков рассмотрения дел; исключить затягивание рассмотрения дел в случаи болезни, отпуска, повышения квалификации, отставки  судьи и т.п.
  4. Способствовать еще большей  независимости судей федеральных судов от органов и глав местного самоуправления, что является одним из приоритетных направления судебно-правовой реформы в России.

 

        С учетом изложенного, проанализировав данные о количестве, нагрузке  рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях в районных судах  г. Нижний Новгород и Нижегородской области, а также принимая во внимание возможную тенденцию укрупнения административно-территориальных районов Нижегородской области, представляется целесообразным следующий вариант упразднения и объединения некоторых районных (городских) судов Нижегородской области:

   1.Упразднить Гагинский, Большеболдинский, Починковский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к  их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Лукояновского   районного суда Нижегородской области.

   2.Упразднить Сеченовский, Пильнинский, Сергачский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к их ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Краснооктябрьского  районного суда Нижегородской области.

   3.Упразднить Воротынский, Спасский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к  их ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Лысковского  городского суда Нижегородской области.

   4. Упразднить Княгининский, Бутурлинский, Перевозский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к их  ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Большемурашкинского   районного суда Нижегородской области.

   5. Упразднить Вадский, Шатковкий, Первомайский, Дивеевский, Ардатовский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к  их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Арзамасского   городского суда Нижегородской области.

   6. Упразднить Вознесенский, Кулебакский, Навашинский районные суды с передачей относящихся к  ведению этих судов вопросов отправления правосудия в юрисдикцию Выксунского районного   суда.

    7.Упразднить Вачский, Сосновский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к их  ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Павловского городского  суда Нижегородской области.

   8. Упразднить  Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области,   передав относящиеся к его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Кстовского городского  суда Нижегородской области.

   9. Упразднить Володарский городской суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Дзержинского городского  суда Нижегородской области.

   10. Упразднить Чкаловский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к его  ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Балахнинского городского  суда Нижегородской области.

   11.Упразднить Сокольский, Ковернинский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Городецкого городского  суда Нижегородской области.

   12. Упразднить Воскресенский, Варнавинский, Краснобаковский районные суды Нижегородской области,   передав относящиеся к  их ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Семеновского  районного  суда Нижегородской области.

   13. Упразднить Ветлужский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Уренского  районного  суда Нижегородской области.

   14. Упразднить Тоншаевский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Шахунского районного  суда Нижегородской области.

   15. Упразднить Шарангский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Тонкинского районного  суда Нижегородской области.

 

     Исходя из изложенного, Совет судей Нижегородской области

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

   1.1 Утвердить следующий вариант упразднения и объединения некоторых районных (городских) судов Нижегородской области:

 1.Упразднить Гагинский, Большеболдинский, Починковский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к  их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Лукояновского   районного суда Нижегородской области.

2.Упразднить Сеченовский, Пильнинский, Сергачский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к их ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Краснооктябрьского  районного суда Нижегородской области.

3.Упразднить Воротынский, Спасский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к  их ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Лысковского  городского суда Нижегородской области.

4. Упразднить Княгининский, Бутурлинский, Перевозский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к их  ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Большемурашкинского   районного суда Нижегородской области.

5. Упразднить Вадский, Шатковкий, Первомайский, Дивеевский, Ардатовский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к  их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Арзамасского   городского суда Нижегородской области.

6. Упразднить Вознесенский, Кулебакский, Навашинский районные суды с передачей относящихся к  ведению этих судов вопросов отправления правосудия в юрисдикцию Выксунского районного   суда.

7.Упразднить Вачский, Сосновский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к их  ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Павловского городского  суда Нижегородской области.

8. Упразднить  Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области,   передав относящиеся к его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Кстовского городского  суда Нижегородской области.

9. Упразднить Володарский городской суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Дзержинского городского  суда Нижегородской области.

10. Упразднить Чкаловский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к его  ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Балахнинского городского  суда Нижегородской области.

11.Упразднить Сокольский, Ковернинский районные суды Нижегородской области,  передав относящиеся к его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Городецкого городского  суда Нижегородской области.

12. Упразднить Воскресенский, Варнавинский, Краснобаковский районные суды Нижегородской области,   передав относящиеся к  их ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Семеновского  районного  суда Нижегородской области.

13. Упразднить Ветлужский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Уренского  районного  суда Нижегородской области.

14. Упразднить Тоншаевский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению  вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Шахунского районного  суда Нижегородской области.

15. Упразднить Шарангский районный суд Нижегородской области,  передав относящиеся к  его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Тонкинского районного  суда Нижегородской области.

 

    1.2 Поручить Управлению Судебного департамента в Нижегородской области во взаимодействии с Нижегородским областным судом, Советом судей Нижегородской области и Законодательным Собранием Нижегородской области  подготовить проект федерального закона «Об упразднении и объединении  некоторых районных (городских) судов Нижегородской области».

 

 

 

 

 

Председатель Совета судей

  Нижегородской области                                                                                                                                                                                              О.В. Погорелко

 

 

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Нижегородской области

Вход

Забыли пароль?