Поиск Войти
Выбор региона
Нижегородская область

Совета судей

Постановление Конференции судей Нижегородской области № 2 от 29 февраля 2012 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 2

Конференции судей Нижегородской области

 

г. Нижний Новгород                                                                                                                   29 февраля 2012г.

 

         Начальник Управления Судебного департамента в Нижегородской области Т.П. Захарова в своем отчете об итогах работы за 2011 год отметила следующее.

          Согласно пункту 10 Постановления конференции судей Нижегородской области от 18 марта 2011 года Управление в 2011 году увеличило штатную численность судей и секретарей судебного заседания Нижегородского районного суда на 2 единицы за счет вакантных должностей судей Сеченовского и Гагинского районных судов Нижегородской области. Количество помощников судей не увеличилось, поскольку не было вакантных должностей, а штатная численность помощников судей за последние три года не изменялась.

        В соответствии с пунктом 11 Постановления Управлением проведена работа по безвозмездной передаче из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации незавершенного строительством здания по пр. Октября для размещения Автозаводского районного суда. Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 18 января 2012 года № 15 за Управлением на праве оперативного управления закреплено вышеуказанное здание и поставлено на баланс.

     В настоящий момент проводится работа по согласованию передачи из муниципальной собственности в федеральную собственность земельного участка под вышеуказанным зданием с прилегающей территорией.

    Во исполнение Постановления, а именно пункта 12, Управлением направлен в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации инвестиционный проект на строительство здания Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода по пр. Октября для включения в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2013-2017г.г. в соответствии с федеральной целевой программой “Развитие судебной системы России”. Строительство данного здания включено в вышеуказанный перечень, финансирование строительства будет проводиться после принятия решения о формировании новой федеральной целевой программы.

    В соответствии с пунктом 13 Постановления Управление приняло меры к приведению в судах компьютерной техники в современное состояние, позволяющее в полной мере выполнять задачи, предусмотренные ФЗ №-262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». К объективным проблемам можно отнести моральный износ компьютерной техники. Несмотря на то, что парк компьютеров из года в год увеличивается, и обеспеченность на сегодняшний день составляет 91,4 %, а 36,9 % от всей имеющейся техники морально устарело. И во исполнение Постановления в течение 2011 года совместно с судами проделана большая работа по обновлению парка компьютеров: 175 компьютеров было списано, из 174 вновь приобретенных компьютеров 143 выдано взамен списанных. В 2012 году эта работа будет продолжена.

    Основными задачами Управления в 2011 году оставались максимально эффективное использование средств федерального бюджета, своевременное обеспечение судов общей юрисдикции бюджетными средствами в соответствии с утвержденной сметой и целевым назначением.

   Объем бюджетных ассигнований в 2011 году получен в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период на 2012 и 2013 годов» и составил 1,5 миллиарда рублей, что в 1,15 раза превышает уровень прошлого года.

         Основную долю прироста общих объемов финансирования составило увеличение «зарплатных» статей.

      С 1 июня 2011года на 6,5 % увеличены должностные оклады судей. Средний размер денежного содержания с учетом всех  премиальных выплат по итогам года составил:

      Дважды за прошедший год увеличены размеры окладов работников обслуживающего персонала судов: с 1 июня на 6,5 % и с 1 октября на 6,5 %. Средний размер заработной платы составил 6,7 тыс. руб.

     Денежное содержание государственных гражданских служащих осталось на прежнем уровне. Этот вопрос неоднократно освещался на съездах судей, поднимался Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

    Последний раз увеличение окладов данной категории работников судов производилось в 2008 году. Хотя, часть 11 ст.50 Федерального закона 79-ФЗ от 27 июля 2004г «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает серьезную гарантию для всех государственных служащих – ежегодную индексацию окладов денежного содержания. Индексация размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной службы была приостановлена до 1 января 2014 года. Закон о приостановке индексации утратил силу и впервые за 4 года ожидается увеличение должностных окладов государственных гражданских служащих  на 6% с 1 октября 2012 года.

   Такое повышение не остановит тенденцию текучести кадров и оттока квалифицированных специалистов аппарата судов. Количество уволившихся государственных гражданских служащих районных (городских) судов составило в 2009 году – 117человек, в 2010 году – 153, в 2011 году – 163 человека или  15 % от штатной численности. В Управлении Судебного департамента в Нижегородской области только за  2011 год уволилось 12 человек.

   Указом Президента Российской Федерации с 1 января прошлого года в судах были незначительно повышены должностные оклады помощникам председателей судов, помощникам судей и секретарям судебных заседаний.  При этом действие названного Указа не распространяется на других работников аппаратов судов. Это означает, что поручение Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей выполнено не полностью.

   26 октября 2011 года Президиум Совета судей Российской Федерации постановил направить Президенту Российской Федерации обращение о необходимости увеличение работникам аппаратов судов размеров ежемесячного денежного поощрения. Управление предлагает поддержать данное обращение и обратиться совместно с Советом судей Нижегородской области в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с предложением о повышении уровня заработной платы государственных служащих аппарата судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента.

     В 2011 году на проведение ремонтных работ в судах общей юрисдикции заключено 86 Государственных контрактов и договоров.

     Согласно аналитической ведомственной целевой программе на комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции на 2011-2013 годы Нижегородской области выделено 303 639,4 тыс. рублей.

     В рамках программы в 2011 году заключен государственный контракт по комплексному капитальному ремонту Нижегородского районного суда  г. Нижнего Новгорода (пр. Гагарина, д.17-а) на сумму 265 370,00 тыс. рублей. На 01.01.2012 года выполнены демонтажные работы, начаты  работы по устройству кровли, работы по устройству навесных вентилируемых фасадов, электромонтажные работы, работы по прокладке кабеля для локально-вычислительной сети,  работы по устройству системы вентиляции и кондиционирования воздуха, системы отопления и теплоснабжения на сумму - 110 689,50 тыс. рублей

    В рамках программы в 2011 году заключен государственный контракт и завершены работы по комплексному капитальному ремонту Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Свободы, д. 63.

    Общая сумма ремонтных работ составила 10 463 000 рублей.

    В настоящее время осуществляется закупка мебели для нового помещения Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода.

    В 2011 году проведены выборочные капитальные ремонты в Лысковском, Арзамасском, Сокольском, Кстовском судах, а также капитальный ремонт кровли в шести судах: Арзамасском, Ленинском, Московском, Сергачском, Саровском и Кулебакском городском суде Нижегородской области.

    В 2011 году были оборудованы автоматической системой охранно-пожарной сигнализации, автоматической системой порошкового пожаротушения, кнопками тревожной сигнализации, мобильными брелоками для судей и системой видеонаблюдения: Автозаводский, Арзамасский, Бутурлинский, Б.Мурашкинский, Вачский, Дзержинский, Навашинский суды. Общая сумма работ составила  3 182,1  тыс. рублей.

    Ремонт помещений для приема граждан выполнен в 12 зданиях судов на сумму - 1 693,00  тыс. рублей.

    При активной поддержке председателя Нижегородского областного суда А.В. Бондара Управлением совместно с районными судами и администрациями районов Нижегородской области ведется подбор земельных участков, на которых планируется осуществить строительство зданий Балахнинского, Павловского, Дзержинского городских судов Нижегородской области.

    Управлением Судебного департамента в Нижегородской области предлагается внести в Постановление конференции судей Нижегородской области пункт о включении строительства вышеуказанных объектов в перечень стоек в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013-2017 годы».

    Обеспечение районных (городских) судов Нижегородской области в течение отчетного периода проводилось в соответствии с временными нормами обеспечения на основании заявок, представляемых судами, с учетом составности судов и их нагрузкой.

В 2011 году приобретено и выдано в суды:

а) мебель, сплит-системы,

б) бытовая, офисная техники, средства связи,

в) служебное обмундирование,

г) автомобили. 

    Другим из основных направлений деятельности Управления является организация работы по санаторно-курортному лечению и добровольному медицинскому страхованию районных и мировых судей, судей, пребывающих в отставке, и членов их семей.

    В соответствии с постановлением Совета судей Нижегородской области 31.01.2011 года была утверждена максимальная стоимость одной санаторно-курортной путевки в размере 41000 рублей и определена планируемая компенсация за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение в размере 36000 рублей. В конце 2011 года компенсация была выплачена в размере 41 000 рублей, в связи с образовавшейся экономией денежных средств.

   Правом на санаторно-курортное лечение воспользовались 92 федеральных судьи, 31 мировой судья и 73 члена семьи, а также  32 судьи в отставке. Санаторно-курортное лечение реализовывалось посредством приобретения путевок за счет средств федерального бюджета. От страховой компании ЗАО «Макс» были получены 56 путевок, остальные приобретались Управлением путем заключения государственных контрактов в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных нужд по всем курортным направлениям: Северный Кавказ, Черноморское побережье, средняя полоса России. Распределялись путевки между судьями согласно порядку, утвержденному в начале года Советом судей Нижегородской области.

     В течение летних каникул 33 ребенка судей и работников аппарата судов отдохнули в оздоровительном  лагере «Искатели».

    Организация работы по добровольному медицинскому страхованию судей, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей возложена на страховую компанию «МАКС». Общее количество застрахованных – 1883 человека. В начале 2011 года был согласован регламент организации медицинского обслуживания судей и членов их семей. Данный регламент был доведен до сведения всех судей, в том числе пребывающих в отставке вместе с полисами добровольного медицинского страхования.

   Для более удобного медицинского обслуживания судей  в 2011 году по предложению Управления страховой компанией в Регламенте была расширена база лечебно-профилактических учреждений, в том числе в нескольких районах области.

    В суды своевременно направлялась информация об организации проведения дополнительной диспансеризации и вакцинопрофилактике судей районных судов и работников аппаратов судов. Данные мероприятия были организованы при взаимодействии с Министерством здравоохранения Нижегородской области и Департаментом здравоохранения г. Нижнего Новгорода. Всего обследовано 145 человек, то есть все желающие.

    Страховых случаев по страхованию жизни, здоровья и имущества судей в 2011 году не  было.

    Еще одним из приоритетных направлений работы Управления является изучение организации деятельности районных судов и принятие мер по её совершенствованию.

     В целях организации  делопроизводства в судах, в соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде (далее - Инструкция), выявления и устранения, возникающих в работе проблем и недостатков, распространения положительного опыта в 2011 году Управлением проведено 18 комплексных и целевых проверок в судах.

    Результаты проверок показывают, что в судах в основном соблюдаются требования нормативных актов, регулирующих организацию делопроизводства. Вместе с тем, выявлены и недостатки: практически во всех судах, где состоялись проверки, ведение и оформление судебных журналов и нарядов не в полной мере соответствовало требованиям Инструкции. В большинстве судов допускались нарушения сроков сдачи рассмотренных дел в отделы делопроизводства, например, в Лысковском, Саровском, Шарангском судах. Во многих судах имели место нарушения сроков обращения к исполнению судебных актов, например, в Лысковском, Саровском, Шарангском, Чкаловском судах.       

    Большое внимание уделяется Управлением вопросам организации работы с вещественными доказательствами в судах.

    В 39 зданиях судов Нижегородской области имеются в наличии комнаты для хранения вещественных доказательств, из них 19 помещений соответствуют нормам Свода правил по проектированию и строительству.  В 21 здании суда  вещественные доказательства хранятся в металлических шкафах (сейфах).

    Изучение, проведенное в 2011 году, выявило ряд недостатков, например, по ведению журнала учёта вещественных доказательств, по уничтожению вещественных доказательств.

    Кроме того, в 2011 году Управлением в рамках предоставленных полномочий систематически проводились мероприятия для обеспечения стабильного функционирования судебной статистики, ее совершенствования и взаимодействия с другими информационными ресурсами. В настоящее время во всех районных судах формирование статистической отчетности осуществляется с использованием информационных систем судебного делопроизводства, что обеспечивает единые алгоритмы формирования отчетности. Несмотря на это, зачастую качество статистических отчетов судов общей юрисдикции бывает низким. Поэтому особенно важно достоверно вносить в автоматизированные программы исходные статистические показатели, строго в соответствии с материалами судебных дел. Заполнение некоторых статистических показателей возлагается на судей. К таким показателям относятся: категория гражданских дел, заполнение карточек по учету сумм ущерба от преступлений, заполнение статистических карточек на подсудимых.

    Одна из задач судебной статистики – это получение полной и достоверной информации. Поэтому необходимо обратить внимание на ответственность председателей судов и мировых судей за полноту, достоверность и своевременность представления статистических отчетов, а также за соблюдение логического и юридического контроля представляемых статистических показателей.

    Приоритетным направлением деятельности Управления продолжает оставаться информатизация судов. Государство, руководство страны, в условиях сокращения бюджетных расходов, выделяет на нужды федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, в том числе и на информатизацию, большие бюджетные ассигнования.

    Каждый рубль этих средств должен быть использован эффективно, по целевому назначению.

    Текущий год приближает к моменту полного завершения работ и сдачи в эксплуатацию государственной автоматизированной системы «Правосудие», надлежащее функционирование которой будет являться одним из важнейших показателей работы всей судебной системы.

    На сегодняшний день в районных (городских) и гарнизонном военном судах из 15 подсистем установлено и используются 15 (т.е. 100% от положенности).

     Внедрение в эксплуатацию подсистем ГАС «Правосудие» обнаружило  ряд субъективных и объективных проблем, требующих своего последовательного решения.

   Субъективной проблемой, затрудняющей эксплуатацию подсистем ГАС «Правосудие» в судах города и области в полном объеме, является недостаток в штатах судов специалистов в области информационных технологий.

    К другой проблеме относится подготовка судей и работников аппарата судов к использованию специального программного обеспечения. При использовании всех возможностей подсистем, эффективность работы существенно возрастает, что уже видно в судах, применяющих компьютерные технологии в полном объеме. 

    Так, например, до сих пор в 8 судах области формирование статистической отчетности производится вручную, а не в подсистеме «Судебное делопроизводство и статистика». Это Вачский, Воротынский, Вознесенский, Арзамасский, Саровский, Павловский, Бутурлинский, Лысковский суды. А 21 суд не формирует Исполнительные листы  в подсистеме «Судебное делопроизводство», не оставляя тем самым номера бланка строгой отчетности и копии документа в электронной системе.

    Можно с уверенностью сказать, что в таких судах компьютер воспринимают только как усовершенствованную пишущую машинку.

    При этом Судебным департаментом проводятся мероприятия, направленные на формирование единого информационного пространства судов общей юрисдикции и мировых судей, перевод дел в электронный вид.  Подготовлен законопроект, устанавливающий порядок оформления в электронном виде процессуальных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью.

    Таким образом, в заключении своего отчета, начальник Управления Судебного департамента в Нижегородской области Т.П. Захарова предлагает конференции судей Нижегородской области с учетом требований Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» рекомендовать председателям судов организовать более полное использование функциональных возможностей ГАС «Правосудие» в судебном делопроизводстве в целях снижения объема ручного труда и дублирования бумажных документов.

     Председатель Экзаменационной комиссии при квалификационной коллегии судей Нижегородской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи В.Ф. Попов в своем отчете об итогах работы за 2011 год отметил, что авторитет судебной власти, пристальное внимание государства к судебной системе в целом, вызывает  у граждан рост интереса  к профессии судьи, и, как следствие – растет число желающих сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

           Первыми с потенциальными судьями встречаются члены экзаменационной комиссии, которые и определяют уровень теоретический подготовки каждого кандидата,  сдающего квалификационный экзамен на должность судьи.

          Состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи был утвержден квалификационной коллегией судей Нижегородской области 18 марта 2011 года в соответствии с Законом  РФ «О статусе судей в Российской Федерации» № 3132-1 от 26.06.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями),  Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации от 15 мая2002 г.

      В состав экзаменационной комиссии вошли опытные судьи и ученые - теоретики, а именно:

 Попов Василий Филиппович - председатель экзаменационной комиссии;

 Иванов Алексей Викторович - заместитель председателя экзаменационной комиссии (судья Арбитражного суда Нижегородской области);

Пряничникова Елена Владимировна - секретарь экзаменационной комиссии (судья Нижегородского областного суда);

 Мясникова Валентина Семеновна - судья Нижегородского областного суда;

 Вавилычева Татьяна Юрьевна - судья Нижегородского областного суда;

Окулова Ирина Ильинична  –  заместитель председателя Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода;

Снегирева Ирина Гарольдовна - судья Арбитражного суда Нижегородской области;

 Сысалов Сергей Олегович - судья Нижегородского гарнизонного военного суда;

Аникин Александр Сергеевич - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижегородского коммерческого института, доцент, кандидат юридических наук;

 Мареев Юрий Леонидович - первый заместитель директора Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российской академии правосудия» г. Нижнего Новгорода, доцент, кандидат юридических наук.

    За отчетный  период, с 18 марта 2011 года по настоящее время,          экзаменационной комиссией было проведено 12 заседаний по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Экзамены проходили, в среднем,  один раз в месяц.

    Экзаменационные билеты для кандидатов в судьи судов общей юрисдикции (мировую юстицию, федеральные суды, военные суды) включают в себя  три теоретических вопроса:  из области уголовного права, уголовно-процессуального права или гражданско-процессуального права, гражданского права или других норм материального права. Кроме того, в каждом экзаменационном билете имеются две задачи из различных отраслей права и практическое задание по составлению проекта судебного постановления.

    Экзаменационные билеты для кандидатов на должность судьи Арбитражного суда также состоят из трех теоретических вопросов и двух задач из различных областей права.

     За отчетный период в экзаменационную комиссию обратились с заявлениями о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи 109 человек,  экзамен принят у 105 человек, выдержали экзамен 58 человек  или  55%, т.е. чуть более половины от числа сдававших. Из них количество сдавших женщин – 37 человек (64%), количество сдавших мужчин – 21 человек (36 %).

  Кроме этого из общего числа сдавших:

           36 человек или 62% составляют работники судов (Нижегородский областной суд – 9 человек, Арбитражный суд Нижегородской области – 5 человек, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа – 3 человека), из них 10 человек сдали на оценку «отлично»; 16 человек сдали на оценку «хорошо» и 10 человек сдали на оценку «удовлетворительно»;

          10 человек или 17% составляют работники прокуратуры, из них 4 человека сдали на оценку «отлично», 5 человек - «хорошо» и 1 человек сдал на оценку «удовлетворительно»;

          2 человека или 3% – адвокаты, из них 1 человек сдал на оценку  «хорошо», 1 человек сдал на оценку «удовлетворительно»;

         11 человек или 18% составляют работники других категорий (органов юстиции, таможни, налоговой инспекции, органов государственной власти, коммерческих организаций и др.), из них 2 человека сдали на оценку «отлично», 5 человек сдали на оценку «хорошо» и 4 человека сдали на оценку «удовлетворительно».

         Как видно из приведенных данных больший процент сдавших квалификационный экзамен на должность судьи – работники судебной системы и это, закономерно, поскольку они на практике изучают применение как процессуального, так и материального законодательства.

          Возрастная тенденция  кандидатов:

до 30 лет – 43  человека (41%);

до 40 лет – 51 человек (49%);

до 50 лет – 9 человек (9%);

до 60 лет – 2 (1%).

          Как видно из приведенных выше данных наибольший процент сдающих экзамены составляют граждане – до 40 лет.

          Количество кандидатов сдавших с первого раза – 48 человек (Нижегородский областной суд – 9 человек, Арбитражный суд Нижегородской области – 5 человек, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа – 3 человека);

          количество кандидатов сдавших со второго раза – 10 человек.

          Кроме того, в отчетном периоде 47 человек или 45% -  не выдержали  квалификационный экзамен на должность судьи, из них 32 человека или 68%, составляют женщины и 15 человек или 32%  - составляют мужчины.

         Из общего числа не сдавших: 24 человека или 51% составляют работники судов (сотрудников областных судов нет); 6 человек или 13% составляют работники прокуратуры; 4 человека или 8% составляют работники ОВД;  5 человек или 11% составляют адвокаты и 8 человек или 17% составляют работники других категорий. 

          Количество лиц,  не сдавших  квалификационный экзамен на должность судьи, свидетельствует о том, что общий уровень знаний претендентов по различным отраслям права,  невысокий и оставляет желать лучшего.

         Качественный состав кандидатов на должность судьи за отчетный  период позволяет сделать вывод, что преобладающее число заявлений о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи поступает от работников судов и они же, успешнее всего сдают квалификационные экзамены.

          В заключении своего отчета В.Ф. Попов отметил, что необходимо повышать профессиональный уровень знаний претендентов, желающих сдать квалификационный экзамен на должность судьи. Для этого, председателям федеральных  судов  необходимо проводить регулярные занятия по различным отраслям права с  помощниками судей  и  другими работниками  аппарата этих судов, а также с работниками аппарата судов  мировой юстиции.

      На основании изложенного Конференция судей Нижегородской области

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

  1. Принять информацию начальника Управления Судебного департамента в Нижегородской области Т.П. Захаровой об итогах работы Управления Судебного департамента в Нижегородской области в 2011 году  к сведению.
  2. Принять  информацию председателя экзаменационной комиссии  по приему квалификационного экзамена на должность судьи при квалификационной коллегии судей Нижегородской области В.Ф. Попова об итогах работы экзаменационной  комиссии  в 2011 году к сведению.
  3. Признать работу Управления Судебного департамента в Нижегородской области и экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи при квалификационной коллегии судей Нижегородской области удовлетворительной.
  4. Управлению Судебного департамента в Нижегородской области  продолжить работу по обеспечению судов общей юрисдикции помещениями, пригодными для отправления правосудия.
  5. Управлению Судебного департамента в Нижегородской области  совместно с районными (городскими) судами Нижегородской области составить и направить заявки в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации о включении в федеральную программу строительства на 2013 год в дополнение к Автозаводскому районному суду г. Нижнего Новгорода (пр. Октября) следующих объектов: здания Балахнинского, Дзержинского, Павловского городских судов Нижегородской области.
  6. Рекомендовать председателям районных (городских) судов Нижегородской области организовать эффективное использование ГАС «Правосудие», а мировым судьям - программный модуль «АМИРС» с учетом исполнения требований Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
  7. Совету судей Нижегородской области совместно с Управлением Судебного департамента в Нижегородской области обратиться в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с предложением о повышении уровня заработной платы государственных гражданских служащих аппарата судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента.

 

Председатель Совета судей

Нижегородской области                                                                                                                        О.В. Погорелко

 

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Нижегородской области

Вход

Забыли пароль?